Этнографическая экспедиция «Байкал 2010»
Завершённый проект • Путь - к общественным советам • С 2010 года
Отчет этнографической экспедиции «Байкал 2010»
Экспедиция организована НКО «Фонд поддержки гражданских инициатив» в составе:
Добровольский Владимир Валерьевич,
Евдокимова Наталья Васильевна,
Становенков Андрей Николаевич,
Ушаков Александр Федорович,
Ушакова Галина Александровна,
Ушаков Михаил Александрович.
Продолжительность экспедиции: с 6 по 16 июля 2010 г.
Пункты маршрута расположены на территории трех регионов России: Забайкальского края, республики Бурятия и Иркутской области. Общая протяженность маршрута по этим регионам составила 1860 км, в том числе автотранспортом 1300, железнодорожным транспортом 400, водным транспортом 160 км. Десятки километров пройдено пешком по пересеченной местности. Кроме того, участники экспедиции до выхода непосредственно на маршрут проехали 900 км на автомашине и совершили воздушный перелет в течение 11,5 часа.
Главные точки маршрута:
Забайкальский край: г. Чита, Делюн Болдог, река Онон, Урочище Малый Батор, Камень-Котел, Большой Батор, озеро Ножий, озеро Горбунка. Республика Бурятия: г. Улан-Удэ, Иволгинский дацан, Максимиха. Иркутская область: г. Иркутск, озеро Байкал, остров Ольхон, остров Огой.
Чита
— город (с 1851) в России, административный центр Забайкальского края.
Население — 309 000 чел. (1 января 2010), (316 643 чел. — 2002). Территория — 534 км2. Город является административным центром Читинской области с 1937 года, крупным транспортным узлом, находящемся в 6198 км по железной дороге от Москвы (до ст. Чита-2). Он расположен в Забайкалье, при впадении реки Чита (местные жители часто называют её «Читинка») в Ингоду (бассейн Амура).
![]() |
В 25 км от Читы находится Великий Исток - уникальное в масштабах Земли место – точка планетарного раздела пресных вод. |
На всем протяжении Мирового Водораздела, разделяющего водные бассейны Африки, Евразии, Северной и Южной Америки, только с одного места, с Великого Истока, водные потоки расходятся в три великих реки мира, – Лену(4 400км), Енисей (4102 км) и Амур(4 444км); в три моря – Лаптевых, Карское и Охотское; два океана – Северный Ледовитый и Тихий; и в самое глубокое, самое крупное пресное озеро планеты – священный Байкал. Бассейн Великого Истока составляет 6 926 тыс. км2 - это 40, 56% территории самого большого государства в мире – Россия. Открытие Великого Истока сделано в конце XX века учителем географии из Забайкалья Тимуром Жалсарайном, а осознание происходит буквально в наши дни. Значение пресной воды как носителя не только физической, но и духовной информации с каждым годом возрастает, окрестности Великого Истока являются теоландшафтным парком (Тео – Бог). Чита – город у Великого Истока – находится буквально в 25 км от этой, неброской, на первый взгляд, горы (1236м над уровнем моря) Яблонова хребта.
Рядом с Великим Истоком, на линии Мирового водораздела( ст.Тургутуй Забайкальской ЖД), находится Пик Транссиба - самая высокая точка (1019м) самой протяженной железнодорожной магистрали мира - Транссиб (9332 км), проходящая по территории пяти федеральных округов. Здесь же Транссиб – рукотворное чудо России, пересекает границу бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Ежегодно Великий Мировой водораздел преодолевают участники православного Крестного хода к Иргенскому монастырю.
Делюн-Болдок
(монг. Дэл??н Болдог, в переводе на русский — «селезёнка-бугор») — долина в Монголии и России.
Урочище Делюн-Болдок протянулось с юга на север, от междуречья Селенги и Онона, через Дадалийский сомон Хэнтэйского аймака на территорию Бурятии.
В прошлом эта местность сочетала степи с лесными массивами, и потому являлась идеальным местообитанием для кочевников-скотоводов и охотников. В настоящее время природные условия Делюн-Болдока соответствуют курортной зоне.
Существует несколько версий о месте рождения Чингисхана.
По версии Сокровенного сказания монголов, Чингисхан родился в XII веке в долине Делюн-Болдок. Это место российские ученые локализуют в 8 километрах к северу от нынешней российско-монгольской границы. В Монголии таким местом обычно считается часть Дэлюн-Болдока на территории Дадалийского сомона Хэнтэйского аймака.
Монгольские учёные (О. Жамьян, Инжиннаш, X. Пэрлээ, Ц. Доржсурен) считают, что Чингисхан родился в верховье реки Онон, при слиянии его с рекой Бальджин, у трёх небольших озёр.
Доржи Банзаров выводит род Чингисхана из баргузинской степи.
Онон
(монг. Онон гол) — река в северо-восточной Монголии и Забайкальском крае России, правая составляющая Шилки (бассейн Амура).
![]() |
Утес Гыдыргун («Обратно»). У Чингисхана было мало воинов. Он посадил деревья и развел костры. Неприятель принял это за огромное войско и повернул назад. Сейчас на месте стоянки Чингисхана большая сосновая роща. Называется «Цырики» («Воины»). |
![]() |
На протяжении всей реки имеется три моста. Это – один из них. Длина реки 1032 км (из них 298 км по территории Монголии), площадь бассейна 96 200 км2. Берет начало на восточном склоне гор Хэнтэй, течёт по Хэнтэй-Чикойскому нагорью (в русле — острова), в низовьях — между Могойтуйским и Борщовочным хребтами. Сливаясь с Ингодой образует реку Шилку. |
Питание преимущественно снеговое. Следующие один за другим паводки формируют летнее половодье. Средний расход воды в 12 км от устья — 191 м3/с, наибольший — 2810 м3/с, наименьший — 1,22 м3/с. Замерзает в ноябре, на перекатах перемерзает; вскрывается в апреле — начале мая.
Основные притоки: правые — Хурах-Гол, Борзя, Унда; левые — Агуца, Кыра, Ага.
Верхнее течение Онона (урочище Делюн-Болдок) — одно из предполагаемых мест, где в племени борджигинов родился и вырос Чингисхан. По легенде здесь же он и захоронен.
Малый Батор
– это урочище, расположенное на левом берегу реки Онон. Место это известно с глубокой древности, поскольку здесь среди бескрайней холмистой степи на площадке диаметром в 300 метров находится целый комплекс удивительных по своей форме скальных останцев.
Их восемь. Тэмэн-шулуун – похож на верблюда (тэмэн бур. – верблюд), Зурхэн-шулуун – на сердце, Гэр-шулуун – камень-дом, и т. д.
Но самый главный из них и самый почитаемый – Тогоон-шулуун – Котёл- Камень. Это огромная гранитная плита, лежащая на постаменте из нескольких меньших валунов.

Когда находишься рядом с ним, то тебя не покидает ощущение того, что хрупкое равновесие может быть нарушено малейшим дуновением ветра. Но нет… Камень этот стоит здесь уже не первую тысячу лет. Видал он и Чингисхана, с которым иногда связывают появление останца. Иногда называют его поэтическим именем «Чаша Чингисхана».
Множество людей было удивлено природой. За тысячелетия немало людей побывало здесь и не одну историю про эти камни рассказали. Сложено несколько легенд о появлении этих камней на просторах ононских степей.
"Тогон шулуун" или "Чаша Чингисхана" является признанным культовым объектом не только среди бурят Агинского округа, но и среди бурят всего Прибайкалья и Забайкалья, а так же части русского населения. Существует определённый обряд почитания этого места, который включает в себя обязательное приношение в виде сигарет, алкоголя, спичек, монет, или даже просто небольших камней, которые кладутся на поверхность останца. Каждый верующий обязан пройти три раза вокруг объекта. Вокруг останца протоптана хорошо заметная тропа. Однако как бы там ни было, пустые бутылки не валяются как попало, а все аккуратно собраны в одну кучу в 30 метрах от останца.
Ещё один скальный останец расположен недалеко от "тогон шулуун".
![]() |
Это плоская каменная плита, на которой есть два углубления, по форме отдалённо напоминающие отпечатки ног человека, однако по размерам в 4-5 раз больше нормального человеческого следа. |
Иногда их называют "следом Чингисхана" и связывает его с другими легендами.
Неподалёку расположен скальный останец с названием "Улhы шулуун", то есть "камень - люлька". Рядом с этим объектом находится бурятское обо. На нескольких берёзках повязаны приношения: ленточки-зурумы и хадаки различных цветов.
Последний скальный останец, о котором мы хотим рассказать, и с которым связан целый культовый комплекс, называется "Иhэ шулуун" - "камень с дырой".
![]() |
Камень имеет отношение к шаманским культам местных жителей и связан с культом плодородия. В камне природа создала прямоугольное отверстие. Внутри стенки с годами отполировались людьми, приходившими испросить у духов чадородия. По представлениям агинских бурят, молодая женщина для того, чтобы забеременеть и чтобы беременность и роды протекали успешно, должна пролезть через это отверстие. |
Большой Батор
– предполагаемое место медитации Чингисхана. Здесь он молился Тенгри – Богу Неба. На высокой горе Большого Батора сооружена буддийская ступа. Это место паломничества.
![]() |
Молитва на горе является одним из основных ритуалов монголов. |
В одном из источников говорится о том, как Чингисхан поднялся один на вершину холма, обнажил голову, наклонил лицо к земле и течение трех дней и трех ночей молился, затем он спустился с холма и был готов к войне. Так была утверждена миссия сына Степи, сироты, рано потерявшего отца, изгнанного из своего племени и тем самым приговоренного к бродячей жизни. Но именно он, отверженный людьми, но не оставленный Небом, объединит Монголию и вступит на путь завоевания мира.
Вслед за Чингисханом и его потомками несколько тысяч конников-кочевников смогли создать самую большую империю всех времен. Монгольская империя распространилась на территории Средней Азии и юга Сибири, большей части Юго-Восточной Азии, Ирана, Ирака, Сирии, всей степной части России и Восточной Европы. Как этот маленький народ смог собрать воедино столько земель? Конечно, благодаря своей физической выносливости и дисциплине, своей кавалерии, которой не было равных, гениальности своих полководцев и пропаганде, террору, который сеяли бушующие орды.
Этот народ сумел объединить порабощенные народы, развить большую дипломатическую активность, оснастить себя действенной администрацией, установить порядок и мир, выказать замечательную религиозную терпимость. Из глубины самой необычной эпопеи, которую когда-либо знал мир, современные вожди могут почерпнуть немало примеров для подражания, что сегодня особенно актуально для укрепления государственности России.
Озеро Ножий.
![]() |
Озеро Ножий находится в 15 км к югу от с. Цокто-Хангил. Самое большое озеро Агинского Бурятского автономного округа Забайкальского края. Площадь при максимальном наполнении достигает более 16 кв.км. |
Озеро бессточное, соленое, глубиной до 10 м. Однако, как и многие другие степные озёра, Ножий "пульсирует", периодически сильно пересыхая и вновь наполняясь. Несмотря на большое количество растворённых в воде солей, в озере живут такие виды рыб как серебряный карась и сазан. Западные Берга озера пологие, восточные – крутые.
![]() |
Берег Ножия во многих местах покрыт не обычной галькой, а длинными и плоскими обломками сланцев – "ножиками", окатанными солоноватой озёрной водой. |
Окрестности озера занимают степи и солончаки с такими редкими растениями как солодка уральская, кермек золотой и пузырница физалисовая. Здесь же отмечены узкоареальные эндемичные виды растений, известные только с берегов Ножия и нескольких соседних степных озёр. После первых летних дождей приозёрные солончаки оживляются пурпурными султанами остролодочника Стукова, рядом с которым поднимаются желтоватые соцветия остролодочника Варлакова. Эти растения получили свои названия в честь знатоков лекарственных растений Агинских степей Г.А. Стукова и М.Н. Варлакова. В засушливый период растения солончаков выглядят более скромно. Лишь самые выносливые среди них, такие как селитрянка и кноррингия сибирская, успешно цветут и плодоносят. У самого берега можно встретить аргузию розмаринолистную и норичник вырезной.
Здесь проходит Австралийско-Азиатский маршрут перелета птиц. Во время миграции на озере останавливаются тысячи птиц; гнездятся десятки видов пернатых, в том числе редких, занесенных в Красные книги различных уровней. Здесь отдыхают и набираются сил перед дальним перелетом лебеди. Зрелище красивое и волнительное. Тысячи лебедей сливаются с еще не растаявшим льдом, и только приглядевшись можно увидеть, как гордые и грациозные птицы плавают в воде.
В 1973 г. на озере Ножий был создан государственный заказник областного значения для охраны перелетных птиц, птиц, находящихся под угрозой исчезновения, а также среды их обитания. В 2002 г. начаты работы по созданию регионального заказника на озерах Ножий, Горбунка и в сосновом бору Цырик-Нарасун. Эта местность вместе с заповедником «Даурский» и заказником «Цасучейский бор» (Читинская область) являются частями одной экологической системы – Даурских степей, включенных в 2002 г. WWF в число 2000 экорегионов мира, обеспечивающих здоровое будущее планеты.
Эти места священны для каждого бурята – они связаны с именем предводительницы Агинских бурят княжны Бальжин, потрясателя вселенной Чингисхана и Бабжи-Барас-Батора, военноначальника, который скрепил дружбу бурятского и русского народов.
В окрестностях озера обнаружено несколько комплексов археологических памятников каменного века, ранней бронзы и раннего железа. В восточной части озера – два могильника неолитического времени и два могильника бронзового века; на противоположном берегу по склонам неглубокого распадка – еще один могильник эпохи бронзы, состоящий из 25 погребений.
![]() |
Древний могильник у озера Ножий. Подобные могильники были обнаружены в восточных аймаках Монголии. |
Изучением местных памятников занимались А.П. Окладников и И.И. Кириллов. В 1980 г. вышла их книга «Юго-Восточное Забайкалье в эпоху камня и ранней бронзы», где большое место отводится раскопкам у озера Ножий.
![]() |
Найдено орудие человека каменного века. |
![]() |
На юго-восточной окраине озера, в Ульдза-Торейской впадине в глинах можно обнаружить окаменелые останки древних моллюсков, птиц и млекопитающих. Возраст окаменелостей – 1,4 – 3 млн. лет. |
Лебедя – Хун-шубуун агинские буряты считают своей прародительницей. Считается большим грехом ее убивать. С давних времен ежегодно буряты, во время прилета и отлета птиц, устраивали соответствующий обряд. В советские времена ритуал утратил свое предназначение, однако в последнее время обряд вновь был возрожден. На молебен приезжают порядка тысячи человек. Сам комплекс приобрел новые очертания.
Комплекс «Хун-шубуун» на горе Эха Хада юго-восточного берега озера Ножий.
![]() |
Ступа на берегу озера Ножий посвящена Матери. |
![]() |
Теперь у подножия высокого столба с лебедью на постаменте сидит скульптура статной бурятской женщины, как символ рождения новой жизни. |
![]() |
На фото: скульптор и архитектор Бальжинима продолжает работу над композицией. |
Каменная баба
Когда говорят о каменных истуканах, то обычно представляется остров Пасхи. А между тем, на нашей территории есть не менее интересные памятники прошлого. За ритуальным комплексом «Хун-шубуун» есть каменная баба и древние писания. Совсем недавно здесь чудесным образом нашли «Эжы шулуун» — Камень-матерь и камень, символизирующий центр земли, где пересекаются четыре стихии: огонь, вода, земля и ветер. Очертания камня – дело рук человека. Лицом она обращена на юг. Как в прошлом, так и для современного человека камень – хранительница пути и матерь, помогающая всем людям, как своим детям. Женщины могут попросить ее о помощи нашептав в левое ухо, мужчины – в правое. Две аналогичные каменные бабы найдены в Монголии и одна в Туве. Каменные бабы особенно популярны среди женщин, страдающих бесплодием.
![]() |
Богиня Тара – спасительница, покровительница. |
Обширные агинские степи были обжиты еще во времена гуннов – воинственного и кочевого народа. Современные буряты являются потомками гунну. Археологические находки свидетельствуют, что гунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствовали длинный составной лук, круглую юрту. Они поклонялись небу, земле, духам и предкам и они оставили нам великолепные археологические памятники поклонения и плиты разного размера, которые определяли место захоронения воина, которых особенно много у озера Ножий на склоне горы Эхэ хада. Сторожилы — цокто-хангильцы помнят, как им в детстве запрещалось играть на этих плитах, громко кричать, дабы не тревожить сон усопших, собирать камни с этих мест, чтобы не нарушить потустороннюю жизнь предков. Не случайно именно здесь были найдены эти камни.
В истории находки камней есть в этом что-то мистическое. Камни были найдены после того, как энтузиасты возобновления проведения обряда «Хун шубуун» Батор Чимитдоржин и Базаржаб Батомункин случайно на складе рекламного агентства увидели статую девушки, которая пылилась там за ненадобностью. В свое время статуя должна была украшать фонтан в сквере у Агинской окружной больницы, но по каким-то причинам девушку убрали и теперь у фонтана остались только ее друзья – пара сурков. Девушка смотрела на мужчин печальным взглядом, а от долгого нахождения в полумраке на лице проступили белые пятна, напоминающие следы от слез. Утром следующего дня энтузиасты решили забрать ее и установить на комплексе «Хун шубуун», что и было сделано. Следы от слез исчезли, а статуя-красавица ожила и люди зашептались, что она пришла домой. А спустя полгода всего в ста метрах от нее ими же были найдены каменная баба и камень, установленный на перекрестке четырех стихий.
На перекрестке четырех стихий
Еще одним древним чудом можно назвать камень, на котором выгравирован текст на старомонгольском языке. Тысячелетиями камень обдували ветра, и сегодня мох, аккуратно выросший по выбоинам, позволяет тексту проявиться и его без труда можно прочитать. Знающие люди уже перевели текст, который гласит, что это место земли является центром четырех стихий.
![]() |
Сэргэ - столб с символическим изображением четырех стихий (земля, вода, огонь, воздух). На фото: крайний слева – профессор Читинского государственного педуниверситета, краевед Юрий Тимофеевич Руденко. |
Удивительно, но до этого никто не обращал на камни внимания, хотя здесь часто бывали как туристы, так и местные жители. Возможно только предположить, что текст стал хорошо читаться, а каменную бабу смогли поднять именно после чтения мантр или по каким-то особенным причинам, ведомым только свыше. И сегодня чудесные камни может лицезреть каждый желающий. Место, где находятся камни примечательно тем, что здесь якобы находится место, где боги спускаются на землю.
Подлинная наука, поднявшись над суевериями и скептицизмом, извлекая доказательства из долго запечатанных древних источников, видит в так называемых феноменах проявления естественного закона, стремление к пониманию которого есть долг каждого разумного существа. Древняя агинская земля таит в себе много чудес, которые можно наделять высшим смыслом или не принимать на веру, но относиться к ним с уважением.
Озеро Горбунка.
![]() |
Ищем озеро Горбунка на карте. |
Горбунка – небольшое солёное озеро овальной формы площадью около 2,5 кв. км, являющееся комплексным памятником природы. Озеро располагается в пологой котловине, сформированной осадками постплиоценового (позже 1,8 млн. лет) возраста. Воды Горбунки имеют зеленовато-коричневый цвет, местами – сероводородный запах, относятся к сульфатно-натриевому типу. В составе воды имеются сульфаты, хлориды и карбонаты натрия, магния и калия. Реакция воды щелочная с рН=9–10. Степень минерализации воды в озере зависит от её уровня и может колебаться от 2 до 10 г/л. В XIX веке на Горбунке велась добыча поваренной соли, для чего из специально вырытого колодца отбирался скапливавшийся рассол.
Глубина озера достигает 2,4 м. В летнее время на мелководьях вода может про-греваться до 30° С. Дно и берега Горбунки покрыты толстым слоем ила. Под чёрным илом толщиной 15–20 см располагается слой серого маслянистого ила. В сухие годы озеро полностью пересыхает.
Горбунка является единственным местом в Восточной Сибири и Забайкалье, где было отмечено редкое, занесённое в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа растение руппия спиральная.
![]() |
Берега озера покрыты луговой растительностью с преобладанием бескильницы тонкоцветной и касатика молочно-белого. |
Среди околоводных насекомых обычны жуки-жужелицы. Здесь они хищничают, нападая на мелких беспозвоночных животных. Эта группа включает виды, которые можно встретить только по берегам солёных или солоноватых водоёмов Центральной Азии.
Озёрные грязи Горбунки широко используются местным населением для лечения заболеваний кожи и опорно-двигательного аппарата. Название озера происходит от бурятского Гурбан нуур, что переводится как "третье озеро" или "три озера".
Озеро, к которому ведёт просёлочная дорога, расположено в 11 км к северо-западу от села Кункур. В непосредственной близости от Горбунки располагается памятник природы сосновая роща "Цырик-Нарасун". Оба памятника находятся на территории регионального заказника "Агинская степь".
Улан-Удэ
Улан-Удэ (бур. Yлаан ?дэ) — город (с 1775 года) в Восточной Сибири, столица Бурятии.
Население — 397,5 тыс. человек (по данным на 1 января 2010 года).
Общая площадь города Улан-Удэ составляет 347,6 кв. км (застроенная — 137,6 кв. км.).
Город был основан в 1666 году как казачье зимовье на правом берегу реки Селенги при впадении в неё реки Уды. В 1678 году уже известен как острог — форпост продвижения казаков на восток. В 1775 году как Верхнеудинск получил статус города и герб согласно грамоте вольностей городам Екатерины II. 27 июля 1934 года город был переименован в Улан-Удэ (в переводе с бурятского языка — «Красная Уда», от гидронима «Удэ», который в свою очередь, вероятно, переводится как «Полдень»).
![]() |
Улан-Удэ расположен в Западном Забайкалье на расстоянии около 100 км на восток от озера Байкал в пределах Иволгино-Удинской межгорной впадины, на правом берегу реки Селенга при впадении в неё реки Уда. Впадина представляет обширное понижение, вытянутое с юго-запада на северо-восток и ограниченное с северо-запада хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, с юго-востока — хребтом Цаган-Дабан. |
Невысокие предгорные вершины Хамар-Дабана в пригородной зелёной зоне достигают абсолютной высоты 1114 метров и находятся выше ложа долины реки Селенга на 500—700 метров. Хребет Улан-Бургасы имеет мелкосопочный рельеф высотой 800—1000 метров. Наибольшая высота северного склона Цаган-Дабана, примыкающего непосредственно к городу, составляет 813 метров, что на 310 метров выше уровня долины реки Уда. Высотные отметки на территории города колеблются в пределах 500—800 метров.
![]() |
Скульптурная композиция «Мать Бурятия» |
Иволгинский дацан
У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
![]() |
Комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. |
На территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.
С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в СССР и России в середине XX века. В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. В этот период Правительством СССР были приняты определённые решения, которые создали возможность для возрождения религии в стране. В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга». По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах.
Сейчас в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил. Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света.
![]() |
Самые видные политические деятели России приезжают к нетленному телу ламы Даши Доржо Итигэлова, чтобы зарядиться духовной энергией у буддистского святого. |
Ученые утверждают, что в теле похороненного еще в 1927 году монаха идут физиологические процессы.
Мумию буддистского монаха согласно его завещанию достали из склепа через 75 лет после захоронения. Исследования нетленного тела Итигэлова проводились в Российском центре судебно-медицинской экспертизы. Медики определили, что явно выраженных посмертных изменений нет – кожа эластична, суставы подвижны. А образцы тканей - кожи и ногтей - по своему органическому составу не отличаются от тканей живого человека. Поэтому профессор Виктор Звягин, проводивший экспертизу, сделал сенсационное заключение – он назвал состояние хамбо-ламы Итигэлова «прижизненным».
Когда в 2002 году в Бурятии в местности Хухэ-Зурген откопали из могилы тело ламы Итигэлова, все буддисты поразились – тело покойника не подверглось гниению. И вспомнили предание о том, что незадолго до смерти святой начал медитировать в позе лотоса. Когда лама перестал подавать признаки жизни, тело в той же позе по его завещанию поместили в ящик, засыпали солью и зарыли на кладбище.
В первый раз его могилу вскрыли в 1953 году и снова закопали. Во второй раз могилу и ящик вскрыли в 1975 году, поменяли одежду и вновь засыпали тело солью. И только в 2002 г. нетленное тело перевезли в Иволгинский дацан – духовный центр российских буддистов.
В дацане уверены - лама не умер, а ушел. И относятся к нему как к живому человеку. Из Музея истории Бурятии были возвращены личные вещи Итигэлова – безрукавка, две накидки и две шапки. Новые халаты для нетленного ламы сшила швея из поселка Верхняя Иволга. Раз в месяц Итигэлова переодевают. И трижды в месяц – по дням лунного календаря – совершают уход за телом, протирают его полотенцем.
Верующие заметили, что иногда на теле Итигэлова выступает пот. Причем этот физиологический процесс происходит независимо от того, тепло или холодно в помещении. Периодичности этого явления нет. Пот появляется всегда неожиданно. Это не связано ни с временем года, ни с религиозными праздниками. Влагу с кожи стирают мягкой тряпочкой. Кроме того, наблюдающие за ламой ученые зафиксировали, что мумия меняется и в весе – прибавляет в массе после визитов верующих.
Буддисты считают, что лама перешел в состояние «самадхи». Его духовное тело живет в физическом без воды и пищи. А встреча с хамбо-ламой Итигэловым для паломников считается судьбоносной.
В Иволгинский дацан наведались видные российские политики – Владимир Путин, Сергей Иванов, Анатолий Чубайс, Владимир Рушайло, Валентина Матвиенко, Рашид Нургалиев, Кирсан Илюмжинов и многие другие.
Чубайс, прикоснувшись к ламе, списал все долги монастыря за электроэнергию.
– Люди меняются изнутри, когда находятся возле него, – говорит директор Института хамбо-ламы Итигэлова Янжима Васильева. – По мнению ученых, существование его нетленного тела противоречит всем физиологическим и физическим законам. В научный оборот введен новый термин состояния тела человека после смерти – четвертое или «феномен Итигэлова». И общение со святым дает людям небесную энергию, а если с верой попросить себе чуда, оно совершится...
Неизвестно, что просил у нетленного ламы Анатолий Борисович Чубайс, но буддисты считают, что именно их святой спас ему жизнь.
За несколько месяцев до назначения на должность министра МВД России святое бурятское место посетил и Рашид Нургалиев. Молитва у тела ламы дала свои результаты – политик в этом же году получил высшую должность в милиции.
– После посещения храма Нургалиев поведал нам, что, притронувшись к телу ламы, почувствовал теплоту его сердца. А премьер-министр Украины Юрий Ехануров был у нас за год до своего назначения, – перечисляет Янжима Васильева. – Чудесное совпадение. Не правда ли? А министр обороны Сергей Иванов, побывав у нас, произнес, что «Итигэлов до сих пор служит России». Лама охраняет всех нас и Россию в целом.
Подтверждением тому служат наставления ламы. Выдержки из последних наставлений (в период экспедиции) приведены ниже:
5 июля (обращение к ученикам).
Трактат о пути:
Необходимо знать метод прохождения поперек.
Река – это сансара, дерево, лежащее поперек реки, - это путь ухода от сансары. Хамбо Лама – это тот Учитель, который проведет вас через реку страданий. Потому те, кто верит в Хамбо Ламу и считает Его своим Учителем, должны с великим рвением просить об учении, которое поможет уйти из пут нашего бытия. Хотя многие скажут, как может Хамбо Лама учить кого-то, ведь Он молчит. Это лишь иллюзия. Для истинного ученика Учитель никогда не молчит, он всегда в сердце.
Будда сначала развивал альтруистическое мышление, а потом занимался накоплением добродетели. Наконец, он достиг просветленного состояния Будды. Он сделал это исключительно ради других существ. Вдохновляемый пробуждающимся умом, занятым больше другими, чем собой, Будда совершенствовал свою практику осуществления пути. Благодаря альтруизму Будда трудился ради осуществления блага других существ. В течение эпох он был стоек в этом стремлении. Даже после достижения просветления именно сила альтруизма побудила его повернуть колесо Дхармы. Поэтому основной предмет буддизма в том, чтобы быть полезным другим. Когда мы можем помочь другим породить добро в их сердцах, сделать их счастливыми, а их жизни значимыми – это подлинное служение Будде и его учению. Это главное, на что нам надо направлять свое усердие и стремление. Я думаю, именно так можно осуществить благополучие других и свое собственное.
6 июля (обращение к строителям).
Трактат о мудрости:
Не надо усложнять конструкции.
Порой бывает лучше принять простое решение, но найти его бывает сложно. Вот почему очень важно развивать в себе мудрость.
Мудрость становится яснее и острее, когда мы анализируем и исследуем. Она могущественна и устойчива. А невежественный ум, хотя и может быть выносливым, не способен противостоять исследованию. Он не выдерживает умелого анализа. Понимание этого приводит нас к уверенности относительно источника проблем, порождаемых тревожными эмоциями. Изучая и размышляя, можно добиться хорошего понимания того, что такое мудрость и тревожащие эмоции, такие как вражда и привязанность, порождаемые умом, который верит, что вещи истинны и существуют так, как выглядят. Ум, мыслящий существование в истинном смысле, крайне активен, силен и хитер. Его близкий соратник – себялюбие – настолько же стоек и упрям. Мы слишком долго находимся под его полной властью. До сих пор он выступал как наш друг, опора и защитник. Теперь, если мы осмотрительны и разумны, мы должны развивать мудрость пониманием того, что вещи не существуют так, как они выглядят; в них нет этой истины; это называется мудрость пустоты.
Последовательно применяя это оружие, мы можем противостоять тревожным эмоциям.
В контексте практики нам надо размышлять о преимуществах заботы о других и пороках себялюбия. Мысль заботы о других в дальней перспективе окажется наилучшей, а эгоизм предстанет в дурном свете. Это целиком зависит от того, насколько мы серьезны и настойчивы. Если мы сумеем испытать себя, следуя правильному пути и прилагая согласованные усилия, тогда мы сможем быть уверены, что тревожные эмоции можно устранить. Тибетское слово (просветление, пробуждение) состоит из двух частей: первая означает очищение, а вторая – обогащение или полноту. Главное, от чего мы должны очиститься – это пороки нашего ума. Такое очищение не предполагает моментального исчезновения этих пороков. Оно означает сложный процесс применения противоядий вплоть до полного их устранения.
8 июля (обращение к чиновникам).
Трактат о служении:
Должна быть дисциплина и порядок.
Жизнь свободного и удачливого человека считается драгоценностью. Такая человеческая жизнь встречается редко и представляет возможность великих достижений. Однако она непродолжительна, хрупка и очень скоротечна. Важно осознать эти качества своей жизни и подготовить себя так, чтобы извлечь из них наибольшую пользу. Легко увидеть, что потенциал человека намного превосходит возможности других существ, обитающих в мире. Человеческий разум обладает глубокой проницаемостью. Его познания безграничны. По причине могущества человеческого разума новые открытия и изобретения изобилуют на нашей планете. Все эти новации должны способствовать счастью и миру во всем мире. Но во многих случаях это не так. К сожалению, очень часто человеческая изобретательность неразумно направлена на разрушение спокойствия, разобщение и даже войну.
Достижения человеческого разума очевидны. Идеи и деятельность даже одного единственного человека могут принести значительную пользу миллионам людей и других существ. Когда наши человеческие умения направлены в нужную сторону, побуждаются правильной мотивацией, происходят удивительные вещи. Поэтому человеческая жизнь бесценна. В духовном же смысле, и именно на основе человеческой жизни возможны и осуществимы различные постижения и реализации. Только человеческий ум способен породить безграничную любовь и сострадание. Большая занятость другими, чем собой, и неутомимый труд ради чужого блага являются благородными атрибутами человеческой природы.
Жизнь человека имеет чрезвычайную ценность для осуществления как наших временных, так и окончательных целей. Временная цель здесь означает более высокое рождение, а абсолютная – нирвану и полное просветление. Эти цели драгоценны и трудно достижимы. Для их осуществления индивидуум должен быть в состоянии заниматься практикой и создавать необходимые причины. Только люди обладают возможностью и умственными способностями для осуществления этих целей. Если мы хотим родиться высших мирах, нам необходимо воздержаться от неблагих поступков и практиковать добродетели, такие как щедрость и терпение.
Озеро Байкал.
Почти в центре огромного материка Евразии в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, он протянулся на 636 километров, шириною до 80 км, общей площадью – с Бельгию, с ее почти 10-миллионным населением, множеством городов и промышленных центров, шоссейных и железных дорог и т. п.
![]() |
В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река - Ангара. |
Площадь водного зеркала озера Байкал– 31 470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя - 730 м.
Для того, чтобы представить всю громадность водного тела Байкала, укажем, что реке Ангаре, ежегодно выносящей из озера 60,9 куб. км воды, нужно 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу.
Несомненно то, что Байкал - самое глубокое озеро в мире, ближайший претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает на целых 200 метров. На Байкале 30 островов, самый крупный - остров Ольхон.
Остров Ольхон.
История Ольхона корнями глубоко уходит в древность. Остров породил множество удивительных легенд и преданий. Подтверждением богатой истории Ольхона служат многочисленные исторические памятники и археологические находки, сделанные за более чем 200 лет изучения острова. На Ольхоне известно свыше 140 археологических памятников, многие из которых находятся под охраной государства, это наскальные рисунки, древние поселения, стоянки, погребения, культовые и оборонительные сооружения. К сожалению, многие археологические памятники были разрушены, в том числе и наиболее выразительные из них – древние каменные стены, цель возведения которых точно неизвестна до сих пор.
На территории острова Ольхон находится несколько памятников природы, охраняемых государством, хотя весь Ольхон уже пора объявить памятником природы и начать действительно охранять.
Мыс Шаманский (Бурхан). Это самый известный памятник природы Байкала. Бурхан расположен в средней части северного побережья Ольхона на окраине поселка Хужир. Изображение мыса фактически стало визитной карточкой Байкала. На скале имеются буддийские надписи, у подножия найдена стоянка древнего человека. В скале имеется сквозная труднодоступная пещера. По преданию бурят в ней жил дух – хозяин Ольхона.
![]() |
Мыс Хобой, по бурятски, клык. Обо на мысе Хобой. |
Не менее живописны ландшафтные памятники природы: мыс Саган-Хушун - великолепный беломраморный мыс в северной части Ольхона, и мыс Хобой, венчающий северную оконечность острова.
Эффектный мыс Кобылья Голова, омываемый с одной стороны водами Малого Моря, а с другой - водами пролива Ольхонские ворота, объявлен геологическим и геоморфологическим памятником природы.
Ботанические памятники представлены реликтовым ельником на западном склоне горы Жима. Ельник обнаружен в 1965 году краеведом и учителем географии хужирской школы Николаем Михайловичем Ревякиным. Уникальность ельника заключается в том, что он сохранился с ледникового периода и выжил, несмотря на засушливый климат Ольхона, благодаря наличию подпочвенных вод.
Под охраной находятся и другие памятники, имеющие научное значение: геологические и геоморфологические памятники - бухты Харанса и Харалдайская, мыс Саса, урочище Песчанка, ландшафтные памятники природы - бухты Загли и Тагай, урочище Баян-Шунген.
Остров Огой.
Необитаемый остров. На вершине острова издали видно белоснежное культовое сооружение – ступа. Огойская ступа - единственная в мире, которая посвящена женскому божеству - матери всех Будд, гневной акине Тарама Гму. Она дает ясность ума, показывает путь к просветлению.
![]() |
На теплоходе «Победа» мы прибыли на остров Огой. Теплоход «Миф» стоит рядом. До настоящего мифа – рукой подать. |

Проект ступы создали в Иркутске, а возводили ее киргизские рабочие. Им помогали волонтеры со всего мира. Восьмиметровая святыня сделана из специального бетона. Три ступени, купол и шпиль. Каждая часть конструкции несет свое значение. Снаружи ступа покрыта светоотражающей краской, которой покрывают космические объекты. Кстати, 360 тонн строительного груза доставляли на остров вертолетом. Ступа - это не просто сооружение. Внутри нее - буддийские реликвии. Две с половиной тонны мантр и семьсот килограммов копий книг привезли из Непала. Также в ступе находятся драгоценности, оружие и тысячи цаца - миниатюрных глиняных ступ. Под самим монументом на глубине около шести метров - земля, привезенная из Иерусалима, Египта, Мексики и других святых мест, в том числе из Кирилло-Белозерского монастыря.
Ступа наполнена всевозможными субстанциями, благословениями, в ней присутствуют частички праха Будды.
Буддисты верят: любой, кто ступит на землю острова Огой, получит благословение. А если обойти вокруг ступы три раза и загадать желание, оно обязательно сбудется.


























